Экспертизы аварий с участием мобильных подвижных подъёмных платформ (МПРП)

Учитывая тот факт, что в составе нашей организации имеется аккредитованная лаборатория неразрушающего контроля и технической диагностики, область аккредитации которой распространяется на в том числе и на мобильные подъёмные рабочие платформы (МПРП), специалисты и эксперты нашей лаборатории привлекаются к проведению экспертизы аварий с участием МПРП. Причём, аварии, по которым проводятся экспертизы, происходят как с участием автогидроподъёмников, так и с участием самоходных МПРП.

За прошедший период (порядка 15 лет) нам удалось накопить определённый опыт в проведении экспертиз, связанных с МПРП. 

Каким образом можно разделить аварии с МПРП?

В первую очередь необходимо отметить, что в общем количестве проведённых экспертиз в 50% случаев у МПРП отсутствуют записи в паспорте о проведении технического освидетельствования, диагностирования, при этом, в подавляющем большинстве данные МПРП принадлежали предприятиям негосударственной формы собственности. 

Примерно такой же процент случаев, когда уровень квалификации машиниста (разряд) не соответствует требованиям ТНПА, применимого к данному типу механизма.

Подавляющее большинство расследуемых нами аварий произошли по причине неисправности МПРП (практически 100%), при этом только 10% — это дефекты завода – изготовителя. В остальном – это нарушения эксплуатации  МПРП. Наиболее частой является проблема эксплуатации МПРП в режиме «поломается – починим», без проведения мероприятий ТО-1 и ТО-2, т.е. мероприятий, регламентированных заводом-изготовителем с целью предупреждения поломки.

Если конкретизировать поломки МПРП, приведшие к аварии, то можно увидеть следующую картину:

  • 20% разрушение несущих металлоконструкций стрелового оборудования;
  • 70% разрушение механизмов;
  • 10% ошибки при транспортировке МПРП.

Среди поломок механизмов наиболее часто встречались:

  • отсутствие стопорных элементов фиксации пальцев (осей);
  • изменение конструкции стрелового оборудования на менее прочную;
  • срыв поршня со штока гидроцилиндра.

Как правило, эти дефекты являются результатом отсутствия должного надзора за эксплуатацией  МПРП. Немаловажным является то, что эксплуатация МПРП (в отличие от грузоподъёмных кранов) является нелицензионным видом деятельности, т.е. МПРП не ставятся на учёт в органах тех. надзора, а техническое освидетельствование может проводить лицо по надзору за безопасной эксплуатацией МПРП, являющийся штатным работником предприятия, что накладывает свой отпечаток на качество надзорной работы.