Согласно ГОСТ 18322 Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
ТО крана является лицензионным видом деятельности. Проводится в соответствии с требованиями руководства (инструкцией) по эксплуатации разработанной в соответствии с ТР ТС 010/2011, ТР ТС или ТР ЕАЭС, на них распространяющейся, а также Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов.
С целью проведения ТО, для обеспечения безопасности при проведении работ, локальным правовым актом назначены ответственные за ведение работ, а также работники, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию. При проведении обслуживания опасная зона ведения работ ограждается, или обозначается знаками безопасности.
Необходимо учитывать, что техническое обслуживание крана является важным мероприятием для поддержания крана в исправном состоянии, а также, важнейшим юридическим мероприятием, т.е. при аварии крана по причине отказа или разрушения его узлов, механизмов основной задачей будет определить следующее:
- указанно ли в технической документации необходимость обслуживания разрушенного узла крана, при каком виде ТО его необходимо обслуживать;
- проводилось ли обслуживание данного узла, есть ли об этом запись в технической документации;
- квалификация работников, проводящих обслуживание, т.е. соответствие требований ЕТКС (единого тарифно-квалификационного справочника) тем видам работ, которые выполняются при проведении ТО;
- соответствие мероприятий при проведении ТО, мероприятиям, указанным в технической документации.
Пример:
В руководстве по эксплуатации крана при проведении ТО указана необходимость проверки уровня смазки в механизме (редукторе), при проведении ТО указанное мероприятие не выполнено, но запись о проведении ТО имеется. Указанное ТО проводил слесарь, квалификация которого (согласно ЕТКС) позволяет выполнять указанную работу, допуск к работе данного слесаря выполнен верно.
В результате работы без смазки произошло разрушение указанного узла. В зависимости от последствий разрушения, слесарь, проводивший ТО, ответственное лицо, осуществляющее контроль указанной работы, будет нести полную ответственность.