Вопрос-ответ

1. Акт нивелировки подкрановых путей

Оформляется согласно Методических Рекомендаций по проведению технического диагностирования грузоподъемных кранов с истекшим сроком службы (п.2 Приложения 41).

2. ГКТС крана

Годовой контроль технического состояния (далее ГКТС) грузоподъемных кранов проводится для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в субъекте промышленной безопасности, согласно п.338 Правил по обеспечение промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС РБ от 22 декабря 2018г. №66 (далее Правил).
— проводится не реже одного раза в 12 месяцев (п.338 Правил);
— проводится инженером по промышленной безопасности (лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), или экспертом в области промышленной безопасности организации, имеющей разрешение Госпромнадзора (п.339 Правил);
— при ГКТС грузоподъемного крана проводится (п.340 Правил):
— проверка наличия и ведения эксплуатационной документации, соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе установленных технических (технологических) параметров;
— осмотр и проверка работоспособности.
— результаты ГКТС грузоподъемного крана записываются в его паспорт лицом, проводившим ГКТС, с указанием даты следующего ГКТС (п.341 Правил);
— запись в паспорте о проведенном ГКТС должна содержать сведения:
— о результатах проверки наличия и ведения эксплуатационной документации, соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе установленных технических (технологических) параметров;
— о результатах осмотра и проверки работоспособности;
— об исправном (не исправном) состоянии грузоподъемного крана и о соответствии (не соответствии) грузоподъемного крана требованиям Правил.
— владелец вновь изготовленного грузоподъемного крана, поставленного ему в собранном виде и прошедшего приемо-сдаточные испытания в соответствии с п.61 Правил, должен до пуска грузоподъемного крана в работу провести ГКТС грузоподъемного крана, результаты которого заносятся в паспорт.
При проведении ГКТС грузоподъемного крана выполняются мероприятия, указанные в п.376 Правил.

3. Запись в паспорте крана о проведении технического освидетельствования

Запись в паспорте грузоподъемного крана, подвергнутого техническому освидетельствованию должна содержать сведения (п.387 Правил):
— о результатах проверки наличия и ведения эксплуатационной документации, соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе установленных технических (технологических) параметров;
— о результатах осмотра и проверки работоспособности;
— о результатах испытания при их проведении (испытания прошел (не прошел) с указанием массы грузов, примененных для испытаний, и грузо-высотных характеристик грузоподъемного крана, при которых проводились испытания (длина стрелы, вылет и другие параметры);
— об исправном (не исправном) состоянии грузоподъемного крана и о соответствии (не соответствии) грузоподъемного крана требованиям Правил.

4. Как проверяется автовышка?

Согласно раздела 9 ТКП 601-2016 «Платформы рабочие мобильные подъемные. Требования безопасности при эксплуатации», в целях обеспечения безопасной эксплуатации МПРП работодатель обеспечивает контроль технического состояния, в том числе проведение технического освидетельствования (далее – контроль технического состояния).
Контроль технического состояния проводится в соответствии с требованиями эксплуатационных документов, в случае отсутствия таких требований контроль технического состояния может проводиться в соответствии с требованиями ТКП 601-2016.
Все результаты контроля технического состояния (акты, протоколы и т.п.) оформляются и передаются собственнику МПРП, который принимает все необходимые меры согласно результатам контроля технического состояния. Акты, протоколы контроля технического состояния собственник МПРП хранит в доступном месте.
Ежедневный контроль технического состояния (ежедневный осмотр). Мероприятия ежедневного контроля технического состояния  проводится перед началом работы (каждой рабочей смены). Машинист перед началом работы проверяет техническое состояние МПРП в соответствии с эксплуатационными документами и выполняет запись о результатах проверки в вахтенном журнале.
При сменной работе техническое состояние МПРП проверяется машинистом, закончившим работу, совместно с машинистом, приступающим к работе.
Ежегодный контроль технического состояния (частичное техническое освидетельствование). Мероприятия ежегодного контроля технического состояния (частичного технического освидетельствования) проводятся периодически с интервалами, продолжительность которых не должна превышать 12 месяцев.
Полный контроль технического состояния (полное техническое освидетельствование). Мероприятия полного контроля технического состояния проводятся периодически с интервалами, продолжительность которых не должна превышать три года с записью в паспорте МПРП.
Техническое освидетельствование МПРП проводят с целью установить, что:
— МПРП соответствуют требованиям эксплуатационных документов, ТНПА;
— МПРП находятся в технически исправном состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию;
— организация эксплуатации МПРП отвечает требованиям Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ, эксплуатационных документов.
Техническое освидетельствование МПРП проводится в соответствии с требованиями их эксплуатационных документов, ТНПА.
Собственник обеспечивает проведение технического освидетельствования МПРП, если иное не предусмотрено договором аренды МПРП.
Проведение технического освидетельствования МПРП в организации возлагается на лицо по надзору за безопасной эксплуатацией МПРП и осуществляется при участии лица, ответственного за содержание МПРП в исправном состоянии.
Допускается проведение технического освидетельствования МПРП в специализированных организациях.
Первичное полное техническое освидетельствование МПРП проводит организация-изготовитель.
Дата освидетельствования и его результаты заносятся в паспорт МПРП. До ввода в эксплуатацию МПРП собственник проводит частичное техническое освидетельствование с занесением результатов в паспорт МПРП.
МПРП, находящиеся в эксплуатации, подвергаются техническому освидетельствованию:
частичному — не реже одного раза в 12 месяцев;
полному — не реже одного раза в 3 года;
— испытанию устройства против перегрузки МПРП (ограничителя предельного груза) — не реже одного раза в 6 месяцев.
Внеочередное полное техническое освидетельствование МПРП проводится после:
— модернизации МПРП;
— ремонта металлоконструкций МПРП с применением сварки, с заменой расчетных элементов или сборочных единиц;
— капитального ремонта МПРП;
— замены колен стрелы или полностью стрелы;
— отработки нормативного срока службы и проведения технического диагностирования, если МПРП находится в эксплуатации;
— замены ограничителя предельного груза.
Перед отправкой МПРП собственнику МПРП после модернизации или ремонта его внеочередное полное техническое освидетельствование проводит специализированная организация.
Полное техническое освидетельствование включает:
— осмотр и проверку работы МПРП (включая проверку исправности приборов и устройств безопасности);
— статическое испытание;
— динамическое испытание;
— испытание ограничителя предельного груза (предохранительного клапана).
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания МПРП не проводятся.
При техническом освидетельствовании МПРП проверяется состояние:
— металлоконструкций МПРП и их сварных соединений (отсутствие трещин, деформаций, уменьшение толщины стенок вследствие коррозии и других дефектов);
— рабочей платформы;
— канатов, цепей и их крепления;
— системы ориентации рабочей платформы;
— электрического заземления МПРП, изоляции проводов.
Кроме того, осматриваются и проверяются в работе все механизмы, гидравлическое оборудование, электрооборудование, приборы и устройства безопасности, тормоза, аппаратура управления, освещение и сигнализация.
Статические испытания МПРП проводят с целью проверки прочности и его устойчивости в соответствии с требованиями эксплуатационных документов. При отсутствии в эксплуатационных документов соответствующих указаний статические испытания проводят в наиболее опасных положениях МПРП под нагрузкой, превышающей на 50% номинальную грузоподъемность рабочей платформы.
При статических испытаниях груз массой, равной 110% номинальной грузоподъемности, располагают в рабочей платформе, а груз массой 40% номинальной грузоподъемности подвешивают к рабочей платформе на гибкой подвеске соответствующей длины и выдерживают на высоте 100 — 200 мм от уровня площадки в течение 10 минут.
МПРП считается выдержавшим испытания, если в течение 10 минут поднятый груз не опустился, а также не обнаружены повреждения. При этом отрыв одного из стабилизатора МПРП от поверхности площадки, на которой она установлена, при подъеме испытательного груза признаком потери устойчивости не считается.
Любые движения МПРП с поднятым испытательным грузом, равным 150% от номинальной грузоподъемности, запрещены.
Динамические испытания МПРП проводят грузом, расположенным в рабочей платформе, массой на 10% превышающей номинальную грузоподъемность, с целью проверки действий механизмов МПРП и их тормозов.
При динамических испытаниях производится не менее трех циклов всех движений рабочей платформы, в том числе и при совмещении рабочих движений, разрешенных эксплуатационными документами.
Испытание ограничителя предельного груза проводится после его замены и периодически не реже одного раза в 6 месяцев и по возможности совмещается с техническим освидетельствованием. Испытание проводят в присутствии лица, ответственного за содержание МПРП в исправном состоянии.
Ограничитель предельного груза должен позволять подъем груза массой, равной номинальной грузоподъемности, и отключать механизмы при перегрузке более 10%. После испытаний ограничитель предельного груза опломбировывают.
Результаты испытания ограничителя предельного груза записывают в паспорт (при техническом освидетельствовании) или вахтенный журнал.
Результаты технического освидетельствования МПРП записывает в паспорт лицо, его проводившее, с указанием срока следующего технического освидетельствования.
Разрешение на дальнейшую работу МПРП после периодического или внеочередного технического освидетельствования выдает лицо, ответственное по надзору за безопасной эксплуатацией МПРП.
Испытания МПРП проводятся на площадке, соответствующей требованиям п.7.2, проверенным комплектом испытательных грузов с указанием их фактической массы.
В процессе эксплуатации МПРП их диагностирование осуществляется в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации организаций — изготовителей МПРП, ГОСТ 25044, других НПА, ТНПА, настоящего технического кодекса.
МПРП, отработавшие нормативный срок службы, подвергаются экспертному обследованию (диагностированию) специализированной организацией.
Результаты экспертного обследования (диагностирования) заносятся в паспорт МПРП и подписываются руководителем работ по диагностированию.

5. Кто должен разрабатывать технологические карты?

Владелец грузоподъемного крана или производитель работ должны разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ грузоподъемными кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты (п.419 Правил).
Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований актов законодательства, определяющих порядок и требования безопасности при ведении работ, и утвержденным владельцем грузоподъемного крана (производителем работ) (п.422 Правил).

6. Кто может составить паспорт на оборудование?

Согласно п.8 ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» разработка эксплуатационной документации является неотъемлемой частью разработки (проектирования) машины и (или) оборудования.
Поэтому разработать (составить) паспорт на какое-либо оборудование может только разработчик (проектировщик) этого оборудования (завод-изготовитель).
Но в случае утраты (приведения в негодность) эксплуатационной документации, специализированная организация имеющая специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию в праве восстановить данную документацию на оборудование.
Так в частности, в случае утраты (приведения в негодность) паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации и иных эксплуатационных документов на грузоподъемный кран и технические устройства, эксплуатируемые в Республике Беларусь, указанные документы могут быть восстановлены изготовителем грузоподъемного крана либо специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств соответствующего типа (п.11 ч.1 Правил).
Для грузоподъемных кранов, изготовленных и приобретенных за пределами территории Республики Беларусь, не бывших в эксплуатации на территории Республики Беларусь, приведение (при необходимости) эксплуатационной документации в соответствие с требованиями Правил осуществляется изготовителем грузоподъемного крана или специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов данного типа (п.11 ч.2 Правил).

7. Кто составляет график нивелирования подкрановых путей?

Лицо, ответственное за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, в случае если в эксплуатационной документации завода-изготовителя отсутствуют эти данные.

8. Периодичность проведения ПТО для автовышек

МПРП, находящиеся в эксплуатации, подвергаются полному техническому освидетельствованию (ПТО) – не реже одного раза в 3 года (п.9.2.5 ТКП 601-2016).

9. РБ журнал нивелировки подкрановых путей

Требования по ведению журнала нивелировки подкрановых путей и его форме в законодательстве РБ – отсутствуют.

10. РДС 1.03.01-98

Руководящий документ «Порядок оформления приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам».

11. Способы нивелировки подкрановых путей

Согласно п.14 Методических Рекомендаций по проведению технического диагностирования грузоподъемных кранов с истекшим сроком службы.

12. Сроки хранения тех.паспортов на оборудование в РБ

На протяжении всего жизненного цикла оборудования*.
*Жизненный цикл оборудования включает следующие стадии:
— проектирование;
— изготовление (в том числе сборка);
— транспортирование и хранение;
— ввод в эксплуатацию (монтаж);
— использование по назначению, включая операции по техническому обслуживанию и ремонту (наиболее продолжительная стадия);
— прекращение эксплуатации (демонтаж);
утилизация.

13. Требования к паспорту крана

Паспорта грузоподъемных кранов, электрических талей, которые входят в состав механизмов грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 Правил, должны быть составлены по формам согласно приложениям 1-5 Правил.

14. Как часто проводят нивелировку крановых путей?

Согласно графика, представленного в эксплуатационной документации на грузоподъемное оборудование и п.14 Методических Рекомендаций по проведению технического диагностирования грузоподъемных кранов с истекшим сроком службы.

15. Восстановление паспортов на оборудование

Эксплуатационные документы, которые относятся к виду технической документации, должны оформляться с соответствием с ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы и ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов, которые описывают все требования и стандарты для разработки (восстановления) паспорта.
Паспорт на изделие (оборудование/техническое устройство) состоит из титульного листа и, в общем случае, из следующих разделов:
— основные сведения об изделии и технические данные;
— комплектность;
— ресурсы, сроки службы и хранения и гарантии изготовителя (поставщика);
— консервация;
— свидетельство об упаковывании;
— свидетельство о приемке;
— движение изделия в эксплуатации (при необходимости);
— ремонт и учет работы по бюллетеням и указаниям (при необходимости);
— заметки по эксплуатации и хранению (при необходимости);
— сведения об утилизации;
— особые отметки;
— сведения о цене и условиях приобретения изделия.
Так в частности, в случае утраты (приведения в негодность) паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации и иных эксплуатационных документов на грузоподъемный кран и технические устройства, эксплуатируемые в Республике Беларусь, указанные документы могут быть восстановлены изготовителем грузоподъемного крана либо специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств соответствующего типа (п.11 ч.1 Правил).
Для грузоподъемных кранов, изготовленных и приобретенных за пределами территории Республики Беларусь, не бывших в эксплуатации на территории Республики Беларусь, приведение (при необходимости) эксплуатационной документации в соответствие с требованиями Правил осуществляется изготовителем грузоподъемного крана или специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов данного типа (п.11 ч.2 Правил).
Паспорта грузоподъемных кранов, электрических талей, которые входят в состав механизмов грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 Правил, должны быть составлены по формам согласно приложениям 1-5 Правил.

16. Какие таблички должны быть на кране автомобильном?

Согласно п.406 Правил, находящиеся в работе грузоподъемные краны должны быть снабжены табличками с обозначением регистрационного номера, паспортной грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования, годового контроля технического состояния. Надписи на табличках должны быть хорошо видимы с уровня земли или пола цеха (размер букв: высота h: 80 мм, ширина b: 35 мм).

17. Что должно быть нанесено на табличке крана?

Согласно п.406 Правил, находящиеся в работе грузоподъемные краны должны быть снабжены табличками с обозначением регистрационного номера, паспортной грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования, годового контроля технического состояния. Надписи на табличках должны быть хорошо видимы с уровня земли или пола цеха (размер букв: высота h: 80 мм, ширина b: 35 мм).

18. Периодичность проведения ЧТО и ПТО АГП

Согласно п.9.2.5, 9.2.6 ТКП 601-2016 МПРП, находящиеся в эксплуатации, подвергаются техническому освидетельствованию:
— частичному — не реже одного раза в 12 месяцев;
— полному — не реже одного раза в 3 года;
— испытанию устройства против перегрузки МПРП (ограничителя предельного груза) — не реже одного раза в 6 месяцев.
Внеочередное полное техническое освидетельствование МПРП проводится после:
— модернизации МПРП;
— ремонта металлоконструкций МПРП с применением сварки, с заменой расчетных элементов или сборочных единиц;
— капитального ремонта МПРП;
— замены колен стрелы или полностью стрелы;
— отработки нормативного срока службы и проведения технического диагностирования, если МПРП находится в эксплуатации;
— замены ограничителя предельного груза.

19. Требования для таблички обозначения ЧТО ГКТС и ПТО ТО

Согласно п.406 Правил, находящиеся в работе грузоподъемные краны должны быть снабжены табличками с обозначением регистрационного номера, паспортной грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования, годового контроля технического состояния. Надписи на табличках должны быть хорошо видимы с уровня земли или пола цеха (размер букв: высота h: 80 мм, ширина b: 35 мм).

20. ГКТС и ТО КМУ до скольки тонн проводится?

Статические испытания проводятся при положительных результатах осмотра и проверки работоспособности грузоподъемного крана нагрузкой, на 25 % превышающей его паспортную грузоподъемность (если иное не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации).
При статических испытаниях кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой опорной части в положение, отвечающее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100-200 мм.
Грузоподъемный кран считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 минут поднятый груз не опустился на землю, а также при осмотре, проведенном после статических испытаний, не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
Динамические испытания проводятся при положительных результатах осмотра, проверки работоспособности и статических испытаний грузоподъемного крана грузом, масса которого на 10 % превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия механизмов и тормозов.
При динамических испытаниях грузоподъемных кранов производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации грузоподъемного крана.

21. ГКТС ТО кранов сроки проведения

Годовой контроль технического состояния (далее ГКТС) грузоподъемных кранов проводится не реже одного раза в 12 месяцев (п.338 Правил).
Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, за исключением редко используемых, проводится не реже одного раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем грузоподъемных кранов (п.364 ч.1 Правил). К редко используемым грузоподъемным кранам относятся грузоподъемные краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также грузоподъемные краны, используемые только при ремонте оборудования. Отнесение грузоподъемных кранов к категории редко используемых производится локальным правовым актом субъекта промышленной безопасности. Техническое освидетельствование редко используемых грузоподъемных кранов проводится не реже одного раза в 5 лет (п.364 ч.2 Правил).