При эксплуатации подъемников особое значение придается надежности гидравлического оборудования.
Согласно Правил по охране труда при эксплуатации подъемников, «Гидравлическое оборудование подъемников должно соответствовать требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 30321-95 «Краны подъемные». Пункт 1.6 ГОСТ 30321-95 гласит: «Фильтрование рабочей жидкости должно быть непрерывным. Степень фильтрации должна устанавливаться с учетом требований, записанных в технической документации на гидравлическое оборудование».
Итак, действительно, износ элементов гидравлического оборудования (гидромоторов, насосов и т.д.) вызван тем, что частицы загрязнений проникают в зазоры между сопрягаемыми элементами этих агрегатов. Если размер зазора остается меньше частицы, то происходит истирание сопрягаемых поверхностей и, как следствие, изменение, т.е. износ зазора. На основании данных Исследовательского центра морского оборудования США можно сказать, что ресурс гидроагрегатов увеличивается при увеличении степени фильтрации рабочей жидкости (далее — РЖ).
Исследования показывают, что под воздействием загрязненной воды и металлических частиц в РЖ сокращается срок службы самой РЖ. Определенная концентрация воды в РЖ (несколько сотен частиц воды на тысячу частиц РЖ) делает эксплуатацию такой РЖ невозможной. Металлические частицы, присутствующие в РЖ, значительно ухудшают ее качество за счет возникновения в ней процесса электролиза. Все эти особенности включения примесей в состав РЖ значительно сокращают срок службы гидравлической системы в целом. А неисправности гидравлической системы могут стать причиной аварии подъемников.
Исследования показывают, что под воздействием загрязненной воды и металлических частиц в РЖ сокращается срок службы самой РЖ. Определенная концентрация воды в РЖ (несколько сотен частиц воды на тысячу частиц РЖ) делает эксплуатацию такой РЖ невозможной. Металлические частицы, присутствующие в РЖ, значительно ухудшают ее качество за счет возникновения в ней процесса электролиза. Все эти особенности включения примесей в состав РЖ значительно сокращают срок службы гидравлической системы в целом. А неисправности гидравлической системы могут стать причиной аварии подъемников.

В этой связи важное значение будет иметь качество фильтрующего элемента подъемника. Сегодня ответственные лица, эксплуатирующие подъемники, очень мало уделяют внимания обслуживанию фильтров, контролю их загрязнения, своевременной замене и т.д. А ведь фильтры при эксплуатации техники, безусловно, будут засоряться. В целях надежности фильтрации РЖ перед предприятиями-изготовителями подъемников стоит задача увеличить срок службы фильтров. Для этого используются два основных направления:
- предварительная и окончательная очистка РЖ в фильтре;
- создание наибольшей площади фильтрации.
Фильтры, используемые в современных гидросистемах, имеют металлический корпус, в котором располагается фильтрующий элемент, причем компоновку и исполнение фильтров заводы-изготовители предлагают различные.
ОАО «Автогидроподъемник» из Санкт-Петербурга производит подъемники АГП различной высоты подъема на различных шасси. В системе подъемника АГП-22. применяют два фильтра:
- фильтр высокого давления устанавливают на линии нагнетания. При засорении фильтра жидкость уходит в сливную полость в обход фильтроэлемента за счет срабатывания байпасного клапана. Для контроля засоренности элемента имеется индикатор, меняющий цвет при засорении;
- фильтр низкого давления, имеющий аналогичный байпас и индикатор, устанавливается на линии слива.
На чертеже показан фильтр подъемника АГП-22.02, где пользуется фильтрующий элемент производства МР Filtri (Италия).
Применение фильтрующего элемента признанных мастеров в изготовлении гидравлики — итальянских производителей, несомненно, увеличивает надежность системы в целом, обеспечивает качество фильтрации, но загрязнение фильтра неизбежно.
Аналогичные системы фильтрации применяют и другие производители подъемников.
Таким образом, при опасной эксплуатации подъемников важнейшей задачей является обеспечение качества РЖ, что достигается двумя путями — своевременной заменой самой РЖ и своевременной заменой фильтров.
С. А. Шевцов