От качества рабочей жидкости автомобильных гидравлических подъемников зависит их надежная эксплуатация
При эксплуатации автомобильных гидравлических подъемников в условиях различных температур особое значение придается качеству рабочей жидкости.
Основными свойствами, определяющими ее работоспособность, являются вязкость и зависимость от температуры, смазывающая способность, химическая стойкость и совместимость с материалами гидроузлов. Снижение вязкости жидкости ниже оптимальной при повышении температуры приводит к увеличению утечки и снижению смазывающей способности.
Повышенная вязкость при понижении температуры ухудшает процесс всасывания насоса, увеличивает потери давления в гидролиниях, уменьшает скорость механизмов.
Также при значительном увеличении температуры рабочей жидкости и снижении вязкости могут наблюдаться локальный нагрев поверхностей трения, интенсивное изнашивание и даже «схватывание» сопряженных деталей.
При эксплуатации подъемников важно учитывать, что температура рабочей жидкости зависит от конструктивных особенностей гидропривода, режима работы и климатических условий.
Сегодня большинство заводов-изготовителей подъемников в инструкциях по эксплуатации рекомендуют применять известное масло ВМГЗ (всесезонное масло гидравлическое загущенное), другое название этого вещества — МГ- 15В. Оно позволяет эксплуатировать подъемники круглогодично, но максимальное значение температуры этой рабочей жидкости для шестеренных насосов допускается +35°С, для аксиально-поршневых насосов и гидромоторов — +60°С (нижний придел — -53°С).
Другое масло МГЕ-46В, выпускаемое компаниями «ТНК» и «Славнефть», имеет температуру для шестеренных насосов до — +60 °С, для аксиально-поршневых — +70 °С (нижний придел — -20 °С). Односезонные масла применять не рекомендуется ввиду необходимости их частой замены, что оказывает вредное влияние на работу гидросистемы.
Единственным элементом на подъемнике, который должен охлаждать рабочую жидкость, является гидробак, причем увеличение вместимости и теплоотдающей поверхности не оказывает существенного влияния на стабилизацию теплового режима гидропривода. Поэтому на подъемниках, где в связи с условиями эксплуатации температура рабочей жидкости может достигать верхнего предела, возможно применение воздушных или водяных теплообменников, работающих по принципу радиатора автомобиля.
Теплообменники в гидросистемах обычно устанавливают на сливной гидролинии и учитывают гидравлическое сопротивление потоку рабочей жидкости, чтобы не считать эффективность теплоотдачи.
Таким образом, эксплуатировать подъемник в условиях повышенных или пониженных температур можно только с учетом рекомендаций завода-изготовителя подъемника и завода-производителя рабочей жидкости. При этом необходимо учитывать, что при запуске машины (особенно после ночной стоянки) зимой рабочая жидкость и агрегаты имеют очень низкую температуру, что затрудняет работу гидросистемы на этом этапе. При эксплуатации машины в жаркое время гидравлическое масло достигает температуры на 15—20 °С выше температуры окружающего воздуха. Но чем больше температурный диапазон применяемого на подъемнике масла и выше его стабильность, тем большее количество эффективных присадок присутствует в его химическом составе и тем больше затрат необходимо для приготовления базового масла, а значит, цена масла повышается.
При экономии денег на дорогом и качественном масле следует отметить еще один экономический аспект. В период внедрения мобильных гидравлических подъемников в производство стоимость гидравлики по сравнению со стоимостью агрегатов автомобиля была низкой, сегодня цена гидросистемы значительно возросла. Поэтому применение в гидравлике дешевых минеральных индустриальных масел марки «И» снижает надежность и ресурс работы гидросистемы подъемника, так как данные масла не содержат практически никаких присадок. Также важно учитывать, что периодичность замены основных сортов гидравлических масел через 3500 — 4000 часов, но не реже одного раза в два года, так как при эксплуатации подъемников неизбежно «старение» масла в результате воздействия на рабочую жидкость ряда факторов физического, химического и механического характера.
С. А. Шевцов